Иконы и фрески

Введение Божией Матери во храм
XVII в. Мастерская с.Тубозеро. Заонежье
Протоиерей Валерий Захаров
Ссылки
Поделиться:
Главная
Монастыри и храмы
Свято-Введенский Макариевский мужской епархиальный монастырь
Адрес: Тульская область, Белевский район, село Жабынь.
Святыни: Мощи преп. Макария находящиеся под спудом в его храме. Чудотворная икона Божией Матери Знамения перенесенная в 1711г. из с. Озёрска, Калужской губернии в Жабынскую пустынь. Cвятой источник, возникший по молитвам преп. Макария.

В пределах Тульской губерни, в Белёвском уезде, вниз по течению реки Оки, на правом её берегу находится Свято-Введенская Макарьевская пустынь. Введенской она называется по главному храмe обители, а Макарьевской-по её "возградителю", жабынской - по речке того же названия, вытекающей из колодца Жабынца. Пустынь была основана в 1585 году в царствование Фёдора Ивановича по жалованной им грамоте, данной некоему благочестивому старцу Онуфрию, за скрепкою белевских писцов Никиты Григорьевича Ржевского "с товарищи"* В этой грамоте сообщается, что "государевы царевы и великого князя белевс­ких дворцовых сел писцы Никита Григорьевич Ржевский "с товарищи"дали старцу Онуфрию Жабынское городище под монастырь. Это возградитель Жабынской пустыни преподобный отец наш Макарий, родился в 1539 году, а преставился ко Господу на 84 году, в 1623 г.

Исторические события обители: Построение игуменом Тихоном Свято-Введенского Собора в 1708 году. Принесение из с. Озёрска в обитель чудотворного образа Знамения Божией Матери в 1710 году.

Указ о приписке пустыни к Белёвскому Спасо-Преображенскому монас­тырю в 1723 году.

Упразднение обители в 1764 году.

Восстановление обители в 1776 году.

Установление иконостаса в Введенском Соборе в 1812 году.

Обретение мощей преп. Макария при перестройке Никольской церкви в 1816 году.

Построение Знаменской церкви при игумене Венедикте в 1825 году.

Освящение церкви нижнего и верхнего этажей при Архиерейском доме в 1848-49 г.г.

Прибытие в обитель на постоянное место-жительство Архиепископа Дамаскина в 1851 г.

Кончина Владыки Дамаскина в 1855г.

Издание архимандритом Леонидом Кавелиным историко-статистического описания Жабынской обители в 1865 г.

Постановление игуменом Ионою деревянной раки с иконой преп. Макария над местом покоя его св. мощей в 1879 г.

Указ св. Синода о восстановлении чествования преп. Макария в 1888г.

Указ св. Синода о возвращении пустыни наименование "Макарьевской" в 1889г.

Освящение Макариевского Собора в 1895 г.

Особо почитаемые настоятели обители:

1.Строители-настоятель Герасим 17-го века
2.Игумен Тихон с 1707 по 1722 гг
3.Иеромонах Исаакий с 1776 по 1790 гг
4.Монах Серафим с 1790 по 1800 гг
5.Иеромонах Савватий с 1802 по 1805 гг
б.Иеромонах Сергий с 1805 по 1811 гг
7.Иеромонах Михаил с 1811 по 1821 гг
8.Игумен Венедикт с 1821 по 1851 гг
9.Иеромонах Нифонт с 1851 по 1859 гг
10.Иеромонах Алексий с 1859 по 1860 гг
11.Иеромонах Гамалиил с I860 по 1861 гг
12.Иеромонах Феодосии С 1861 по 1875 гг
13.Игумен Иона с 1875 по 1886 гг
14.Иеромонах Илларион с 1886 по 1889 гг
15.Иеромонах Игнатий с 188У по 1891 гг
16.Игумен Иосиф с 1891 по 1900 гг
17.Игумен Филадельф с 1900 по 1906 гг
18.Иеромонах Сила с 1906 по 1908 гг
19.Игумен Кирилл с 1909 по 1917 гг
20.Архим. Макарий 1917 по 1919 гг.последний настоятель пустыни. Церковные иерархи прежде именовались Сарскими и Подонскими, а затем Крутицкими и Можайскими. С 1799г. образовалась самостоятельная епархия-Тульская и Белёвская.

Иерархи, поминающиеся в истории монастыря, следующие: Митрополит Сарский и Подонский, Илларион, Епископ Сарский и Подонский Феодосии, Епископ Крутицкий и Можайский Амвросий, Епископ Коломенский и Тульский Афанасий, Епископ Тульской и Белёвской Мефодий, Епископ Тульский и Белёвский Симеон, Епископ Тульский и Белёвский Домаскин, Архиепископ Тульский и Белёвский Никандр, Епископ Тульский и Белёвский Иувеналий.

Известные светские лица в истории монастыря: Никита Григорьевич Ржевский, управлявший в Белёвском уезде дворцовыми имениями в 1585 г. И дал старцу Онуфрию Жабынское городище под строительство монастыря.

В 1615 г.преследуемые войсками Пожарского полчища, под предводительст­вом пана Лисовского, избили братию Жабынской пустыни, а монастырь разорили до основания. В истории отмечается о том, что указом императора Петра Вели­кого в 1724 г. малобратные монастыри и пустыни должны быть упразднены. Императрицей Екатериной I В 172? г. издан Указ, которым отменяется прежней Указ об упразднении молобратных монастырей. Поминается в истории помещик Петр Иванович Черкасов, стоящий во главе прихожан монастырской церкви.

Особенности устава и богослужений обители

Богослужения совершались в монастыре ежедневно: и утром и вечером. Боольшое внимание уделялось внутреннему благоустройству обители и воспитанию у братии истинно монастырского духа. С этой целью прививалась братии любовь к чтению святоотеческих творений, в монастыре действовала библиотека. За трапезой обители регулярно читались Жития Святых, Пролог или иные поучительные слова. По воскресным дням, по окончании вечерни, совершалось чтение акафиста перед чудотворной иконой Знамения Божией Матери и молебствие преподобному Макарию. Установлены были торжественные крестные ходы в часовню на святом колод­це с Казанской иконой Божией Матери, а также Вознесенский крестный ход вокруг монастырских стен.

Земельные владения монастыря в конце 1б-столетия

Известно, что кроме Жабынского городища, на котором был воздвигнут монастырь, старцу Онуфрию были отданы: пахотная земля, луга для сенокоса и лесной бор. Но угодия эти во время запустения обители в 17-столетии отошли от монастыря. В 1778г., вы­данном на землю землемером Василием Ладигиным, по межеванию числилось всего 23 десятины 1570 саж. В 1797г. к этой земле добавили монастырю ещё в Ченском уезде, пахотной земли 13 десятин 1890 саж. В 1909 г. в обители числилось земельных угодий: 45 десятин, в том числе: пашенной 23 десятины, усадебной 3 десятины, луговой 5 десятин, под лесом 1 десятина, под церковью 1 десятина, под кладбищем 1 десятина, неудобной 11 десятин.

Время и причины упразднения монастыря

Сохранились документы о том, что в 1919 г. обитель ещё существовала. Это видно из рапорта поданного настоятелен Жабынской пустыни архимандритом Макарием  Епископу Тульскому и Белёвскому Иувеналию от 25 июня 1919 г., в котором настоятель просит архипастыря благословения на создание в пустыни трудовой артели с надеждой, что после этого власти оставят монастырь в покое и может быть возвратят пасеку.

По сохранившимся преданиям, обитель просуществовала до 1921-1922г. В 30-х годах начался погром монастырских строений, сначала были уничтожены деревянные постройки, а потом и каменные строения. Колхозные хозяйства, а также частные лица разбирали для своих потребностей: каменную ограду, затем были разобраны колокольня, двухэтажный братский корпус, двухэтажная церковь с архиерейским домом.

Макариевский Собор был переоборудован в школу-интернат, а со Знаменской церкви был снят купол со сводами и устроена в ней столовая. Оставшийся Свято-Введенский храм разрушился за семдесят лет, которые обитель находилась в запустении. В настоящее время от него остались одни стены.

Восстановление монастыря

В 1991 г. по просьбе Его Высокопреосвященства Митрополита Тульского и Белёвского Серапиона Его Святейшество, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий благословил открыть Свято-Введенскую Макарьевскую Жабынскую пустынь и назначить в ней наместника-строителя архимандрита Никона. С этого времени начались восстановительные работы. Сначала была приведена в порядок Знаменская Церковь, в ней начали совершаться регулярные богослужения, затем, на старом фундаменте начал восстанавливаться двухэтажный братский корпус. Также ведутся восстановительные работы и в Макарьевском Соборе. Братский корпус и Макарьевский Собор покрыты оцинкованным железом, на Соборе восстановлены семь куполов. Кроме того, отреставрирована двухэ­тажная гостиница с кельями и трапезной. Построены хозяйственные, подсобные помещения.

Братии в обители в настоящее время: наместник, два иеромонаха, три инока и 6 послушников.

Все восстановительные работы в обители совершаются медленно, так как средств у нас нехватает, ибо обитель наша бедная, безприходная. За все прошедшие годы восстановительные работы совершались исключительно за счет Троицкого храма г. Белёва. В настоящее время от Жабынской пустыни Троицкий храм отобрали.

Добавить в блог

Ссылки | Праздник на рабочем столе | Вопрос священнику | Обычаи | Богослужение | Богословие | Монастыри и храмы | Иконография праздника | История | Искусство | Фотогалереи | Поздравительные открытки! | Детская | Медиа | Обратная связь

© 2006—2013 Пасха.ру
Материалы сайта разрешены для детей, достигших возраста двенадцати лет Условия использования

Если вы обнаружили ошибку в тексте, сообщите нам об этом.
Выделите мышкой область текста и нажмите Ctrl+Enter.
Яндекс.Метрика